Какие проблемы встречаются страховым компаниям при внедрении IT-решений, какие ошибки они делают при его осуществлении? Как автоматизация финансового института способствует повышению его эффективности в сфере предоставления качественных услуг для потребителя?
Анализ опыта многих организаций в области внедрения IT-решений показывает, что пути всех «внедренцев» на страховом рынке одинаковые. Это длительная и непростая работа. Основные возникающие на этом пути вопросы, все те стадии, которые проходят компании, и даже те ошибки, которые они совершают, - практически идентичны. Поэтому, прежде чем приступить к внедрению IT-решения, мы в «Национальной страховой группе» досконально изучили опыт своих предшественников. После этого, на основании изученной информации, было принято решение самим вступить на путь комплексной автоматизации – это произошло около полутора лет назад. В июле 2006 года программа внедрения стартовала, к концу 2006 года мы сделали окончательный выбор IT-решения, и с января 2007 года проект фактически реализуется в компании.
Когда в компании принимается решение о выборе того или иного IT-продукта, руководители пытаются найти ответы на вопросы:
- Что именно внедрять?
- Кто будет внедрять?
- Когда внедрять?
Но при этом очень мало времени и внимания уделяется самому главному вопросу:
Мы не стали повторять ошибки предшественников и, в первую очередь, задумались как раз над этой проблемой: для чего мы выбираем и собираемся внедрять IT-решение?
В настоящий момент страховые компании на российском рынке, в том числе и «Национальная страховая группа», находятся под влиянием ряда основных факторов:
- Потребительское поведение;
- Взаимодействие с партнерами;
- Изменение рыночных условий;
- Экономические факторы.
Клиенты страховой компании сегодня уже не те, какими были 10 или даже 5 лет назад, - они стали более информированными, они делают свой выбор из достаточно большого количества игроков, существующих на рынке. Высокая информированность неизбежно ведет к снижению лояльности, а также к повышению требований к страховым продуктам и к их сервисной составляющей.
Партнеры страховой компании хотят видеть широкий спектр продуктов, которые можно было бы компилировать между собой. Кроме того, им необходима адекватная и измеримая оценка эффективности.
Усиливается государственное регулирование страховых компаний, повышается внимание к собственным средствам и активам страховщиков. На российском страховом рынке идет процесс глобализации, появляются новые, в том числе иностранные, конкуренты. Происходят серьезные демографические изменения.
Меняются ожидания акционеров по возврату на капитал. Акционерам сегодня уже не достаточно просто владеть страховым бизнесом, они хотят, чтобы бизнес динамично развивался и был высокорентабельным. Кроме того, происходит общий рост стоимости ресурсов, в первую очередь трудовых и капитала.
Соответственно, современные IT-решения должны:
- приближать компании к новым пожеланиям клиентов – работать на качество, увеличивать скорость обслуживания, позволять оперативно регулировать ценовую политику компании;
- давать возможность проводить оперативный мониторинг бизнес-процессов компании , отслеживать эффективность ресурсов;
- генерировать большой объем финансовой, статистической и аналитической отчетности;
- быть адаптированными к актуальным требованиям контролирующих и регулирующих органов;
- учитывать человеческий фактор, и с одной стороны, делать работу людей максимально удобной, а с другой - защищать компанию от ошибок и неквалифицированных действий персонала.
В поиске решения, способного обеспечить гарантированную целостность данных, гибкую архитектуру и серьезные возможности для интеграции, «Национальная страховая группа» остановила свой выбор на системе, которая работает не только в области страхования, но и имеет широкий спектр межотраслевых решений (по бухгалтерскому учету, управлению персоналом, управлению затратами) – это решение SAP R 3, которое в «НСГ» внедряется поэтапно.
Вторым, не менее важным вопросом, ответ на который должна найти каждая компания, перед тем, как браться за реализацию любого проекта – это «кто?». Кто войдет в состав команды, не побоюсь этого слова, «революционеров»?
Внедрение интегрированного решения на базе продукта SAP R 3 в нашей компании – результат эффективного взаимодействия внутренней команды экспертов и внешних консультантов. Ошибочно было бы полагать, что любой, даже самый совершенный комплексный информационный продукт можно внедрить только извне. Основные задачи, которые нужно решить, это единовременное изменение привычек и ожиданий персонала, а также активное вовлечение сотрудников компании в процесс создания нового информационного решения. Необходимо, чтобы каждый в компании был заинтересован в изменениях и результате, которые дадут новые комплексные решения. Менеджменту компании необходимо четко и постоянно позиционировать проектные цели, давать возможность сотрудникам мыслить стратегически и творчески, разъяснять, что проект - это не только колоссальный труд, но и светлое будущее. Конфликты и непонимание между службами и отделами, которые всегда существуют, в ходе совместной работы постепенно сглаживаются.
Уверена, что сложившиеся за время внедрения командные отношения в «Национальной страховой группе» удастся сохранить и в дальнейшем. В команду, а не в программное обеспечение как таковое, я верю больше всего.